Песочная терапия

Ребенок еще совсем малыш, а ему уже вручают совочек, формочки, ведерко. И вперед – в песочницу, знакомиться с миром.

Дети с удовольствием играют в песок, он действует на них как магнит. Им нравится строить города, ломать и снова возводить замки, раскапывать ямки и насыпать холмики. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и баталии, семейные сценки и городские зарисовки.

Да и взрослые, оказавшись где-нибудь на пляже, не упустят случая покопаться в песке, посмотреть, как он струится и ускользает меж пальцев. Возиться с песком – естественная потребность человека. Оказывается, взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние человека и может стать средством для развития ребенка и преодоления им внутренних конфликтов.

Итак, наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, что делает её прекрасным средством для “заботы о душе” именно так переводится термин “психотерапия”.

Как возникла эта методика

Еще в начале прошлого века психологи и психотерапевты предприняли попытки как-то использовать потенциал игр на песке в лечебных целях. Английский детский психотерапевт Маргарет Ловенфельд в 1929 году начинает работать с песком. Разработанная ею "техника построения мира" приобрела известность. В 1935 году она опубликовала книгу под названием "Игра в детстве".

Эту работу не мог оставить без внимания К. Г. Юнг. Он посоветовал своей ученице Доре Кальфф обратить особое внимание на психотерапевтические возможности игр на песке, и в 1956 году она начинает изучать метод у самой М. Ловенфельд. Д. Кальфф разработала юнгианский подход к песочной терапии. В 1966 на немецком, а в 1971 году на английском языке вышла ее книга "Песочная терапия".

Песок продолжает привлекать психологов и психотерапевтов разных направлений. Сегодня его используют в качестве одного из методов работы специалисты во всем мире и в нашей стране - в Петербурге, Москве и Подмосковье.

Нужна ли она Вашему ребёнку?

Сейчас песочная терапия используется в самых разных целях. Песок появился во многих развивающих, психодиагностических и прочих центрах. Но из родителей мало кто знает, для чего это нужно, как нужно играть с ребенком в песочнице, и как они сами могут организовать такие игры.

Как ни странно, песок может помочь в обучении чтению и письму, в коррекции звукопроизношения, развитии мелкой моторики рук и многом другом. Но главное, мир, построенный ребенком на песке (в песочнице), может рассказать больше о его внутреннем состоянии, конфликтах и противоречиях, чем любые расспросы. Ведь часто маленькие дети затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата. Здесь же, через игру, ребенок сможет разрешить какие-то проблемы, “отыграть” острые ситуации, да и просто снять напряжение. Разыгрывая на песке разнообразные сюжеты, человек приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций. Этот опыт в виде «концентрата» попадает в бессознательное. Некоторое время оно активно ассимилирует новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И наступает момент (срок для каждого индивидуален), когда в поведении человека происходят определенные изменения. Он начинает применять в реальности свой песочный опыт.

Итак, песочная терапия может применяться в работе с детьми от трех лет при таких проблемах, как:

  • различные формы нарушений поведения;
  • сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, воспитателями, учителями) и сверстниками;
  • психосоматические заболевания;
  • повышенная тревожность, страхи, агрессивность;
  • психологические сложности, связанные с изменениями в семейной жизни (развод родителей, появление младшего ребенка и т.д.) и в социальной ситуациях (детский сад, школа, переезд);
  • неврозы.

Как уже говорилось, игра с песком также выполняет и развивающую функцию. Происходит не только развитие творческих способностей, то есть песочницу можно использовать как обучающий инструмент например, благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. Также развивается умение устанавливать словесно-логическую связь, выражать свои мысли, чувства, идеи, развивается речевая активность и словарный запас. Происходит закрепление определенных знаний о себе и об окружающем мире. И безусловно в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика руки.

Одно из главных достоинств песочницы в том, что она позволяет ребенку или целой группе детей реально создавать картину мира в живом трехмерном пространстве, дает возможность строить свой личный мир, модель своего микрокосмоса, ощущая себя его творцом. Итак, с одной стороны, мы имеем дело с прекрасной развивающей средой. С другой стороны, мы работаем с явлением переноса, проекции внутреннего мира.

Как проходят занятия?

В песочной терапии используется поднос стандартного размера, песок, вода и коллекция миниатюрных фигурок. Дно и борта песочницы обычно выкрашены в голубой цвет, что позволяет моделировать воду и небо. Коллекция включает в себя все, что встречается в окружающем мире. Фигурки реальные и мифологические, созданные человеком и природой, символизирующие положительных и отрицательных героев. Использование естественных материалов позволяют ощутить связь с природой, а рукотворные миниатюры - принять то, что уже существует. Игрушки должны быть разными по материалу, фактуре, цвету - это тоже имеет значение. Рядом с песочницей ставится кувшин с водой. Ребенок может использовать ее для игры, если захочет.

Ребёнку предлагается большой выбор фигурок. Затем выбранные фигурки ребёнок располагает в песочнице так, как ему захочется. То есть, он выражает на песке то, что спонтанно возникает в течение занятия. В процессе работы, ребенок может смешивать песок с водой, если ему необходимо сформировывать холмы, горы, или различные влажные ландшафты, например, болото. Таким образом, ребёнок создаёт какую-то песочную картину – свой мир или страну. Дети очень любят сочинять сказки, а когда они видят в песочнице расставленные фигурки, сюжет приходит как бы сам собой. Способность к творчеству, сочинению сказок развивается, а вместе с этим происходит осмысление жизненного опыта, проживание каких-то ситуаций. Причем события приходят к развязке, необходимой ему. Он Волшебник, ему подвластен мир, а герои играют те роли, которые он захочет. Проигрывая волнующие ситуации, ребенок освобождается от напряжения и бессознательно находит для себя ответы, на те вопросы, которые ему было сложно получить от взрослых.

Можно сказать, что ребенку предоставляется неведомая вселенная, внутри которой он может создавать свой индивидуальный мир. Ребенок не может рассказать нам о своих сложностях как взрослый, но он может сделать это при помощи песочных картин.

Что касается обучающее-развивающей функции песочницы, то существует множество игр, направленных на помощь обучению чтению, письму, счёту, а также на развитие логического мышления и мелкой моторики. Обучение с помощью таких песочных игр происходит гораздо увлекательнее. Не стоит забывать, что игра – естественная среда для ребёнка и что может быть интереснее, чем познавать мир через игру.

С помощью песочницы могут проводиться не только индивидуальные, но и групповые занятия. Процесс создания песочных картин в группе сам по себе позитивен, так как опосредованно формирует у каждого участника игры навыки жить и творить совместно с другими, способность бесконфликтного существования в обществе. Между детьми устанавливается эмоциональный контакт, развиваются коммуникативные навыки - навык знакомиться и уметь представить себя, предлагать и просить помощь.

Игры на песке – это просто, привычно, естественно и приятно!